23 июня очередной сельхозсамолет «засветился» в новостях в разделе «происшествия» — он выполнял химическую обработку полей в Петропавловском районе Воронежской области, пилот погиб. Летательные аппараты сельхозназначения с печальной регулярностью терпят аварии и катастрофы: только в этом году СМИ уже сообщили о 6-ти авариях и катастрофах, в 2017 году – 6 случаев, в 2016 году – 7.

Сельскохозяйственный самолет – быстрый и эффективный помощник аграриев – даже один старенький «кукурузник», самолет типа «Ан-2», за летный день может обработать сотни гектаров. Но только почему сельхозборты с незавидной регулярностью оканчивают свой путь не на земле, а «в земле»?

«Вследствие несовершенства принятых законов вместо цивилизованного свободного неба, мы получили небо, в котором можно всё. Вдали от гражданских и военных аэродромов кто угодно может научиться летать на чем угодно, купить, например, мотодельтоплан, поставить 50-литровую бочку, приладить самодельный распылитель и за деньги опылять поля фермеру. Ни пилотского свидетельства, ни регистрации воздушного судна у такого «предпринимателя от авиации» никто не спросит, и он и понятия не имеет, что такое безопасность и летно-методическое обеспечение полетов», — прокомментировал ситуацию заслуженный пилот РФ, профессор Владимир Васильевич Романенко.

Получается, что предпринимателей, использующих мотодельтопланы и легкомоторные самолеты для заработка на авиахимработах, никто не контролирует?

«В России легально летают 238 агрохимических самолетов – это данные Минсельхоза. Но, к сожалению, помимо них работают десятки, если не сотни, так называемых «чернофлажников» — нелегальных пилотов на незарегистрированных летательных аппаратах. Что творится в этом «сером» сегменте рынка авиахимработ неизвестно. Могу лишь сказать, что известны случаи, когда владельцы незарегистрированных летательных аппаратов после аварии просто распиливали самолет «болгаркой», грузили на машину и увозили в неизвестном направлении. А вопиющий случай 5 апреля 2018 г., когда упавший вертолет, едва вынув из него полуживого пилота, тут же принялись закапывать? Ситуация в этой сфере на сегодняшний день ненормальная. Наша организация, объединив ведущих экспертов отрасли, подготовила «дорожную карту» — план реальных мероприятий по развитию отрасли — и передала в Аппарат Правительства», — поделился своей точкой зрения Президент Фонда содействия развитию сельского хозяйства Клим Николаевич Галиуллин.

Применение авиации в сельском хозяйстве — это высокая производительность и оперативность (одно воздушное судно может обрабатывать до 1 200 Га за летный день), отсутствие технологической колеи, независимость от уровня влажности почвы (ранняя подкормка озимых, аэросев, десикация и т.д.), более низкая стоимость обработки 1 Га (в среднем 300 руб. за 1 Га (средняя цена услуг авиакомпаний) против 500-800 руб. за 1 Га (данные фермерских объединений) при использовании наземной техники). По подсчетам специалистов при использовании авиации эффективность растениеводства увеличивается на 20-25%, что для экономики страны означает значительный прирост урожая. Мощная и безопасная сельхозавиация нужна России.